Реферат: Ответы на вопросы
Реферат: Ответы на вопросы
по экономике
студентки группы 9832
Кулинич Виктории
Вопрос.
Перечислите причины и условия рыночных отношений.
Ответ.
Рыночная экономика обеспечивает удовлетворение
интересов всех членов общества посредством наиболее эффективного экономического
механизма. Она возникла в результате общественного разделения труда и зависит
от обособленности товаропроизводителей. Также возникновение и развитие
рыночных отношений в связи с эволюцией форм организации общественного
производства (экономических систем). Основными этапами и формами организации
общественного производства являются натуральное хозяйство, простое товарное
хозяйство, капиталистическое товарное хозяйство, командная экономика и
смешанная экономика. Каждый способ организации общественного производства
характеризуется темя группами элементов:
-
стимулами экономической деятельности;
-
совокупностью социальных, юридических и институциональных элементов:
режимом собственности, статусом труда, ролью государства;
-
техникой, совокупностью материальных способов, с помощью которых
получают и трансформируют блага.
Вопрос.
Почему рыночная экономика считается более эффективной,
чем командная?
Ответ.
Рыночное хозяйство – это общественная форма организации
экономики, которая обеспечивает взаимодействие между производством и
потреблением посредством рынка. Рынок – это совокупность условий, благодаря
которым покупатели и продавцы товара ( услуги) вступают в контакт друг с другом
с целью покупки или продажи этого товара ( услуги), а также совокупность актов
купли-продажи, т.е. торговых операций. Благодаря здоровой конкуренции каждая
из сторон добивается наибольшей выгоды для себя.
Командная (централизованная) экономика сформирована в
результате насильственного свержения капитализма, национализации средств
производства и полного огосударствления экономики. Стимулы – на место
экономического и социального неравенства капитализма и колебаний рынка
поставить равенство и экономическую стабильность (относительное удовлетворение
потребностей населения). Юридическая и социальная организация характеризуется
коллективной собственностью на средства производства, государство берет на себя
управление производством и распределяет совокупный продукт с тем, чтобы
обеспечивать равновесие между производством и спросом. Структура производства
ориентирована не на потребителя, а на интересы государства.
Вопрос:
Закон спроса, кривая спроса, неценовые факторы.
Ответ:
Закон спроса – обратная зависимость между ценой
товара и величиной спроса на него на любом рынке, при прочих равных условиях : QD=f(P).
Величина спроса имеет тенденцию роста при падении цены и уменьшения при ее
повышении.
Зависимость QD от
P, представленная в виде графика, называется кривой
спроса.
Спрос – DD, величины спроса – А, В,
С.
Изменение величины спроса происходит в результате изменения
цены товара и показывается на графике перемещением точки по кривой спроса.
Изменение спроса, происходящее в результате действия неценового фактора,
называется сдвигом кривой спроса.
На рыночный спрос влияет ряд неценовых факторов:
-
Денежные доходы потребителей и их изменение. Если доходы
увеличиваются сдвиг кривой спроса вправо из положения DD
в положение D1D1
, если доходы уменьшаются, то кривая спроса сместится влево в положение D2D2 .
-
Вкусы, предпочтения, реклама (летом спрос на прохладительные
напитки увеличивается, кривая спроса сдвигается вправо, зимой спрос снижается,
кривая спроса – влево).
-
Цены на взаимосвязанные товары – взаимозаменяющие (субституты) и
взаимодополняющие (комплементы). При увеличении цены на товар А , а цена товара
В остается прежней, кривая спроса товара В сдвинется вправо. Если цена на
товар А снизится, то кривая спроса В сдвинется влево.
-
Инфляционные ожидания или предполагаемые изменения будущих цен.
Если ожидается увеличение цен на товар А, то кривая спроса сдвинется вправо,
т.к. последуют закупки впрок.
-
Численность населения. Увеличение населения ведет к росту
потенциальных покупателей на рынке.
Вопрос:
Закон предложения, кривая предложения, неценовые
факторы.
Ответ:
Предложение – это количество товаров, которое может
быть представлено к продаже по установившимся ценам в течение определенного
периода времени. Между ценой и величиной предложения существует прямая
зависимость, которая выражает закон предложения QS=f(P). Зависимость QS
от P, представленная в виде графика, называется
кривой предложения.
Изменение величины предложения в результате изменения цены
товара, графически изображается движением вдоль кривой предложения SS по точкам А, В, С. Изменение предложения, происходящее в
результате изменения неценового фактора, показывается сдвигом кривой
предложения SS. В случае увеличения предложения –
сдвигом кривой SS вправо, в случае уменьшения – влево.
Неценовые факторы:
-
Цены на ресурсы. Снижение цен на ресурсы снизит издержки
производства и увеличит предложение, т.е. кривая предложения сместится вправо
от SS к S1S1 . Повышение цен увеличит издержки и сократит
предложение, кривая сместится влево - положение S2S2.
-
Технология производства. НТП приводит к снижению затрат на
производство, росту производительности труда и увеличению объемов выпускаемой
продукции, т.е. к росту предложения товара на рынке.
-
Налоги и дотации. Повышение налогов удорожает производство и
сокращает предложение. А субсидии снижают издержки и увеличивают предложение
товара.
-
Цены на другие товары.
-
Инфляционные ожидания. Ожидание изменения цены на товар влияет на
желание производителя увеличить или сократить поставки на рынок.
-
Число продавцов. Чем больше поставщиков, тем больше рыночное
предложение.
Вопрос:
Цена рыночного равновесия. Дефицит и избыток.
Ответ:
Конфликт интересов в условиях конкурентного рынка
разрешается автоматически путем колебаний цен и уравновешивания объемов спроса
и предложения. В результате устанавливается рыночное равновесие, которому
соответствует равновесная цена.
DD – функция спроса от цены
SS – функция предложения от цены
В точке Е достигается равенство QD
= QS
Рынок находится в равновесии, когда объем спроса равен
объему предложения товара. В состоянии равновесия рынок сбалансирован.
Если покупатели и продавцы ориентируются на реальную
рыночную цену ниже равновесной, т.е. Р1<РЕ . Тогда величина спроса QD окажется больше величины предложения QS , т.е. товар станет дефицитным. Т.к. будет сокращаться
потребление этого товара, покупатели предпочтут заплатить за него более
высокую цену. В результате избыток спроса (дефицит) QD-
QS будет оказывать повышающее давление на
цену Р. Более высокая цена побудит производителей увеличить производство
товара. Т.о. произойдет движение вверх по линии спроса и по линии предложения,
пока они не уравняются.
Если реальная рыночная цена будет выше равновесной,
т.е. Р1>РЕ .
При такой цене величина спроса QD будет
меньше величины предложения QS . В этом
случае возникает избыток предложения этого товара и производители
предпочтут несколько снизить цену, чтобы поощрить покупателей потреблять
больше. В результате избыток предложения QS-
QD будет оказывать понижающее давление на
цену Р. Производители начнут сокращать выпуск этого товара, и произойдет
движение вниз по линии спроса и по линии предложения, пока цена опять не
установится на равновесном уровне, при котором объемы спроса и предложения
равны. Равновесие на рынке свободной конкуренции стремится к устойчивости, а
любое отклонение от положения равновесия приводит в действие силы, которые
возвращают рынок в данное положение.
|