Доклад: Александр Александрович Алябьев
Доклад: Александр Александрович Алябьев
(1787–1851)
Русский
композитор-дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851
года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец Алябьева дал сыну
хорошее домашнее воспитание. Свое образование А. закончил в Московском
университетском пансионе. Во время походов 1812 - 1815 годов служил в гусарах.
В 1823 году был уволен в отставку в звании подполковника. К этому времени
относится появление его первых романсов: "Вечерком румяну зорю",
"Соловей" на слова А. Дельвига. Еще раньше он написал, вместе с
Маурером и Верстовским, музыку к водевилю "Новая шалость, или Театральное
сражение". В 1822 году в большом театре в Петербурге впервые шла
комическая опера А. "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях. В
репертуаре она не удержалась и издана не была. В 1823 году был исполнен
водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль
"Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" Алябьева.
В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные
оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: "Учитель и
ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера
боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В
1825 году была поставлена опера-водевиль А. И. Писарева, "Забавы Калифа,
или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной А. в сотрудничестве с
Верстовским и Шольцем. В том же году Алябьев был арестован по делу о нанесении
им побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры,
после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей,
от насильственного разрыва селезенки. На суде не было доказано, что смерть
Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения
Времеву побоев был установлен. 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов,
орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Сибирь (Тобольск). В
ссылке А. занялся сочинением военной и церковной музыки, которая не была
издана, как и другие сочинения А., кроме романсов. Через некоторое время
Алябьев был помилован, но ему было запрещено въезжать в столицы. Выехал на
Кавказ для лечения, благодаря впечатлениям от этой поездки, были написаны оперы
"Аммалат-Бек" и "Кавказский пленник".
Запрещение
на въезд в столицы удерживалось до 1840 г., но вскоре было снято. Возвратившись
в Москву, А. продолжал в Москве пользоваться большой известностью. К нему
нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или
написать по какому-нибудь случаю романс или хор.
Опера
"Аммалат-Бек" на сюжет повести А.А. Марлинского вовсе не увидела
света рампы. Опера "Кавказский пленник" также, по-видимому, относится
к позднему периоду творчества А.; она издана Юргенсоном в 1898 году, вместе с
романсами А.
Значение
Алябьева в истории русской музыки, главным образом,в его романсах. В своих
романсах А. обнаружил несомненный мелодический дар. Мелодии его красивы и
задушевны. В романсах А. отразился дух времени. Большая их часть написана в
миноре.
Первое
издание романсов А. выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 году в двух частях:
в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898 - 99,
Москва) заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть
малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 году (М.А.
Максимович, "Голоса украинских песен", в аранжировке А., Москва) и
оперу "Кавказский пленник". Популярность романсов А. была очень
велика. В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием:
"Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта,
Гамбург) вошли романсы А.: "Соловей", "Луч
надежды""Песнь бедняка", "Вечерком румяну зорю".
"Соловей" распевался всюду. На него писались вариации, между прочим -
Глинкой для фортепиано. Ф. Лист сделал на эту же мелодию транскрипцию.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.belcanto.ru/
|